S P A R T A

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » S P A R T A » Спарта » Воспитание в спарте


Воспитание в спарте

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

:nuts:
СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

§ 1. Историческая справка: образование Спар-танского государства.

§ 2. Цель, задачи и система спартанского воспи-тания.

§ 3. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте. Физическое и музыкальное образова-ние.

§ 4. Женское воспитание в Спарте.

§ 5. Философы Древней Греции о физическом воспитании как о главном аспекте военного воспитания.

Заключение.

Введение.

С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали одну из наиболее важных позиций среди прочих госу-дарственных задач. Причем каждая эпоха вносит свои концептуаль-ные новшества в понятие воспитания, то есть содержание и методы его хронологически меняются, но цель всегда одна: воспитать всесторонне развитую личность, в рамках достигнутого прогресса, которая смогла бы существовать в определенной исторической обстановке. На сис-тему, содержание и методы воспитания в основном большое влияние оказывают три фактора: хронологический, политический и географи-ческий. Однако в истории древности известен пример, когда в рамках одного государства (Древней Греции) правительства соседних полисов придерживались различных направлений в воспитании, ориентируясь на различные цели, а, следовательно, и выробатывая различные мето-ды. Наиболее ярким примером являются Афинский полис, с его четкой тенденцией к эстетическому воспитанию, и Спартанский, полностью его отрицавший, и ставящий в качестве первоочередной задачи воспи-тание военно обученного и физически подготовленного народа.
Следуя этому факту, я поставила перед собой цель в своей работе охарактеризовать систему, содержание и методы спартанского воспита-ния в период существования государства. А для этого прежде всего не-обходимо рассмотреть исторические особенности зарождения и разви-тия самого полиса с тем, чтобы попытаться выявить специфику его вос-питательных целей и задач; ознакомиться с системой и методами вос-питания отдельно мальчиков и девочек на разных возрастных этапах; и кроме того, просмотреть труды отдельных философов, современников описываемой эпохи, для того, чтобы выяснить их взгляды на целесооб-разность всей системы и методов спартанского воспитания.

***

§ 1. Историческая справка: образование Спартанского государства.

Возникновение Спартанского государства тесно связано с последни-ми крупными передвижениями племен дорийцев на Балканском полу-острове в конце XIII века до н.э. Продвигаясь значительной массой, до-ряне постепенно захватывали долину Еврота - Лаконику - и прилегаю-щие к ней территории. Эти завоевания не были связаны с поголовным порабощением местного населения, потому что сопровождались острой внешней и внутренней борьбой, однако уже к IX веку до н.э. дорийские племена контролировали всю территорию Лаконики, сформировав ап-парат господствующего класса - Спартанское государство. Уже после этого начался процесс порабощения местного населения - илотов, кото-рый сопровождался резким обострением классовой борьбы, продол-жавшейся в течение пяти поколений. В отношении порабощенных жи-телей Лаконики даже сложилась определенная философская точка зре-ния, которая гласила, что «уже непосредственно с момента рождения некоторые существа различаются в том отношении, что одни из них предназначены к подчинению, другие - к властвованию.»
Первоначально (в начале своей завоевательной политики) Спарта мало чем отличалась от современных ей других греческих общин, одна-ко в новых условиях жизни эта разница становится крайне существен-ной: небольшая община спартиатов вынуждена была осуществлять за-дачу господства над подавляющим большинством лаконского населе-ния ценой постоянной военной готовности граждан. Это обстоятельство наложило свой отпечаток на весь быт спартанской общины, особенно-стью которого был его ярко выраженный военный характер, который являлся определяющей чертой общественно-политической и социаль-ной сфер жизни общества. Главное место во всей организации спартан-ского государственного управления отводилось военно-политическому воспитанию граждан.

***

§ 2. Цель, задачи и система воспитания в Спарте.

Термин «воспитание» необычайно многогранен, если рассматривать его в хронологическом аспекте, ибо на каждом историческом этапе, суть его варьируется в зависимости от уровня развития и политики того или иного государства.
В VIII - IV веке до н.э., в связи с вышеописанной напряженной исто-рической обстановкой, в Спарте была выработана абсолютно новая сис-тема воспитания, о которой говорит Аристотель в одном из своих тру-дов: «в Лакедемоне ... почти все воспитание граждан и почти вся зако-нодательная система имеют в виду военные цели» . Совершенно оче-видно, что государство в качестве основной и единственной цели вос-питания видело создание абсолютной военной нации и все свои силы направило на развитие нового поколения, физически сильного и спо-собного к выживанию в условиях воинственной политики, проводимой Спартой.
В связи с этим, в полисе был установлен строгий государственный контроль за процессом воспитания и образования. В программу обуче-ния вошли только те предметы, которые способствовали развитию фи-зических навыков и моральную выдержку и стойкость, совершенно вы-теснив прочие науки, связанные с развитием эстетической стороны ду-ши человека.
Рассмотрим теперь на конкретных примерах и исторических фактах методы проведения подобной политики.

***


§ 3. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте. Физическое и музыкальное образование.

3.1 Воспитание в семье.
Самые главные качества, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов были сила, выносливость и макси-мальная готовность к жизненным трудностям. Прививание и развитие подобных качеств начиналось с первых дней жизни ребенка: в младен-ческом возрасте его никогда не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от стра-ха перед темнотой и одиночеством, запирая в темные помещения на це-лые сутки, а также отучали от капризов и нытья, наказывая палкой.
Физическое наказание было неотъемлемой частью воспитания ре-бенка внутри семьи. И одним из многочисленных доказательств тому служит найденная археологами ваза, на которой изображена древнегре-ческая женщина, избивающая ребенка собственной сандалией - на-столько прочно подобное явление было связано с бытовой жизнью, что его увековечили в рисунках на ровне с ритуальными праздниками, сце-нами боев и другими картинами повседневных забот.
Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к воен-ной выправке. В семье закладывались основы главных качеств будуще-го защитника государства: пренебрежение болью и страхом.

3.2 Период государственного образования.
Существовавшая в Спарте система образования была очень четко спланирована и рассчитана на граждан в возрасте от 7 до 30 лет и под-разделялась на три этапа: от 7 до 15, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет. При-чем на всех этих трех этапах особенно ярко просматривается домини-рующее влияние интересов государства, которое запрещало гражданам воспитывать детей по собственному усмотрению, подчинив этот про-цесс своим узко-военным нуждам.

3.2.1. Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет.
Основной задачей в этот период было развитие способности само-стоятельно преодолевать жизненные трудности, а также воспитание ос-новных моральных качеств настоящего воина: храбрости, самооблада-ния, выдержки, хладнокровия перед смертью. Причем процесс воспита-ния проходил под неустанным контролем учителя, государства и всех граждан.
В семь лет мальчиков отнимали у родителей и, объединив их в агелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Во главе каждой агелы стоял мужчина, который просла-вился мужеством на поле боя и с которого дети могли бы брать пример. Основной задачей этих людей было воспитание храбрости будущих воинов. Наиболее часто для этой цели использовался прием «натравли-вания» одного отряда на другой: когда любой малейший повод, искусно преподнесенный учителем, служил для того, чтобы поссорить детей. Мужчины следили за развязавшимися драками с тем, чтобы по оконча-нии похвалить наиболее храбрых и отличившихся и наказать палками тех, кто особо не проявил себя в бою.
Воспитание детей не вверялось в руки только лишь ограниченного числа людей: вопросы воспитания подрастающей молодежи рассматри-вались как общее дело всего класса. И этот так называемый принцип «общественного контроля» являлся одним из основных в общей систе-ме спартанского государственного образования. Аристотель писал: «Так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом...Что имеет общий интерес, тем и заниматься следует совместно.» А поэтому, на состязания, проводимые в гимнасиях, регулярно приглашали предста-вителей старше-го поколения «ибо всякий считает себя до некоторой степени отцом, воспитателем и руководителем любого из подростков» . На этом основании каждый старик мог поощрить или наказать любого из детей. И это считалось не только его правом, но и обязанностью.
Кроме того, на мужские соревнования нередко в качестве зрителей приглашали и девочек, которые своим присутствием стимулировали юношей к достижению б`ольших успехов.
По мере того, как мальчики подрастали, их воспитывали во все бо-лее суровых условиях. «С двенадцатилетнего возраста молодые люди ходили почти без одежды, босые и с обнаженной головой; летом и зи-мой они носили одну и ту же одежду, которой им должно было хва-тать на целый год. Их волосы были коротко острижены. Им запреща-лось мыться и принимать благовония, исключая определенных и редких дней. Они спали без одеяла, на сене, соломе, на тростниках или на ка-мышах» , которые приносили себе сами с берегов Еврота, ломая его там руками.
Кроме того, детям умышленно выдавали слишком скудное питание, чтобы научить их собственными силами бороться с лишениями и сде-лать из них ловких и сильных людей. Для того, чтобы прокормить себя юные спартиаты должны были воровать, проявляя наибольшую осто-рожность и хитрость. Попадавшихся избивали плетью и заставляли го-лодать. Поэтому дети различными способами стремились скрывать свои преступления. Широко известна история об одном мальчике, который украл лисенка и спрятал его под плащом. По дороге домой юноша встретил воинов, которые завязали с ним разговор, а в это время зверек распорол ему зубами живот. Не желая себя выдать, мальчик продолжал беседу, не реагируя на страшную боль ни словом, ни жестом, пока не упал замертво.
Таким образом, подобные “уроки жизни” не только приучали детей бороться с лишениями, но также и закаляли в них смелость, самообла-дание и выдержку - качества столь необходимые для будущего воина.
По исполнении 15 лет мальчики должны были выдержать несколько своеобразных экзаменов, для того, чтобы перейти в следующую воз-растную группу. Одно из них - показательное сражение спартанской молодежи, на котором в качестве зрителей были обязаны присутство-вать все: начиная от царя и заканчивая рядовыми членами общины - настолько серьезно государство подходило к вопросам воспитания и его контролю. Показательное испытание продолжалось два дня: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начи-налось сражение, основной целью которого было уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалось пользоваться лю-быми средствами, за исключением оружия. В остальном же - полная свобода действиям и смекалке. Мальчики дрались ногами, руками, грызлись зубами, выцарапывали друг другу глаза, нападали по оди-ночке или отрядами, стараясь столкнуть противников в глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень многие юноши погибали или ос-тавались калеками во время таких сражений, остальные же переходили к следующему экзамену - сечение у алтаря на празднике Артемиды Ор-фии.
Это публичное испытание являлось одной из наиболее важных форм уже упомянутого выше принципа «обществен-ного контроля» над вос-питанием и, имея в своей основе идею соперничества - основной прин-цип всего спартанского образования - являлось своеобразной формой состязания в терпении и выносливости.
Его суть заключалась в том, что в определенные дни перед алтарем богини Артемиды юношей секли зелеными ивовыми лозами. Бичевание было суровым, и молодой спартанец должен был его выдержать без единого стона. Иначе не только он, но и вся его семья навлекли бы на себя общественное презрение.
В своих исторических свидетельствах Лукиан так пишет об этом празднике: «Не смейся, если увидишь, как спартанских юношей бичуют перед алтарями и они обливаются кровью, а их матери и отцы стоят здесь же и не жалеют их, а угрожают им, если они не выдерживают ударов, и умоляют их дольше терпеть боль и сохранять самообладание. Многие умерли в этом состязании, не желая при жизни сдаться на гла-зах у своих домашних или показать, что они ослабели.» И далее писа-тель дает очень высокую оценку провидению подобных испытаний: «Попав в плен, такой юноша не выдаст тайн отечества, даже если враги будут его мучить, и с насмешкой будет переносить удары бича, состязу-ясь с бьющим его, кто из них первым устанет.» Возможно, сечение у алтаря - это эффективный способ развития мужества и выдержки у де-тей. Однако, очевидна также и антигуманность как этого, так и многих других методов спартанского воспитания.
В возрасте 15 лет юноши вступали в так называемый “испыта-тельный год» своей военной подготовки. Начиная с этого возраста подростки получали право ношения оружия, которым они награжда-лись по окончании праздника в честь Артемиды Орфии. Год испытаний (или криптия) протекал для молодежи вне Спарты. Из подростков фор-мировали отряды и рассылали их во все части страны для несения по-лицейской и военной службы. Древние философы дают очень лестные отзывы о подобных мероприятиях: «С нею (криптией) связано и хож-дение зимой босиком, спанье без постелей, обслуживание самого себя без помощи слуг, скитание ночью и днем по всей стране...что способ-ствовало укреплению тела и духа ибо соответствовало условиям на-стоящего военного похода.» А чтобы максимально приблизить эту ил-люзию к действительности правительство ежегодно объявляло «войну» илотам, закабаленному коренному населению Лаконики. Многочислен-ные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания, изучение военной тактики и умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только физически сильных воинов, привыкших к же-лезной дисциплине, но и вырабатывало у детей чувство собственного превосходства над более слабыми, а вместе с тем и рабскую идеологию. В государстве, где грабеж, убийство и воровство считались доблестью и благородством, побежденный неприятель рассматривался как суще-ство неполноценное и достойное презрения. И именно поэтому воспи-танные в подобной среде юные спартиаты восприняли свое право во время криптии убивать любого илота, кажущегося подозрительным, не соблюдая никаких правовых формальностей, с необычайным максима-лизмом. Ежегодно в стране погибали сотни невинных рабов, повсюду царил террор, который полностью поддерживался законами государ-ства.
Таким образом, в возрасте 15 лет мальчиков уже вводили в атмосфе-ру военных действий, приучая их равнодушно относиться к смерти и к убийствам, дав прочувствовать всю радость победы над противником.
«Пробный год» завершался по возвращению в Спарту новым пуб-личным агоном по аналогии с сечением у алтаря Артемиды Орфии, по-сле чего молодежь зачислялась в состав иренов - помощников руково-дителей воспитания. Основной задачей иренов было физическое нака-зание младших членов агелы, и справлялись они с ней крайне стара-тельно, ибо если порка не была достаточно суровой, то тогда уже сам старший преподаватель сек своего помощника.
Кроме того, в обязанности ирена входило развитие речи и мышления у детей. Военная идеология не требовала большой граммотности и употребления сложных фраз и оборотов в общении между людьми. На поле боя ценились краткие и четкие ответы. И такая способность при-вивалась детям с самого раннего возраста. «Ирен предлагал воспитан-никам вопросы, требующие размышления и сообразительности, вроде таких, как: «Кто лучший среди мужей?» В ответе полагалось назвать причину того или иного суждения и привести доказательства, облекши мысль в самые краткие слова... Детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространственные размышления». Позднее понятие «лако-ническая» речь (от названия государства - Лаконика) становится име-нем нарицательным для обозначения краткости и логичности в переда-че мысли.
Период с 7 до 15 лет оказывался для спартанских подростков наибо-лее насыщенным и трудным.

3.2.2. Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет.
На втором этапе государственного военного воспитания его содер-жание несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику при-вивались только лишь общие навыки по выживанию в условиях посто-янной боевой готовности, причем обучение проходило под постоянным наблюдением старших преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны были опробовать все полученные навыки на практике реальных военных действий. И кроме того, начиная с этого возраста го-сударство впервые начинает проявлять некоторую заботу об интеллек-туальном развитии детей: в программу обучения теперь входят не толь-ко физические упражнения, но также и занятия грамматикой и музыкой.
С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: мо-лодой человек уже имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий приближается к военно-лагерной жизни общины. Особенно вы-соко ценилось полученное в этом возрасте право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин, на которых велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым людям даже по-зволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они должны были сидеть молча и набираться опыта.

Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обла-дающим всем спектром социальных и политических прав.
В возрасте от 7 до 30 лет спартанские юноши проходили период ин-тенсивной военной подготовки, причем основной акцент при этом де-лался именно на развитие физической силы человека. Однако, выдвинув на первый план заботу о теле, спартанцы игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми. На сколько верна эта мысль, можно судить по нижеприведенным фактам.

3.3 Место грамматики и музыки в системе образования.
Обучение военным навыкам, действитьльно, играло ведущую роль в системе спартанского воспитания. Забота же об интеллектуальном раз-витии детей была сведена к минимуму. Так, например, грамоте мальчи-ков учили только в пределах необходимости: чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя. Дальнейшее углубление в предмет счита-лось роскошью и его целесообразность отрицалась.
В противовес этому большое внимание спартанские власти уделяли хоровому пению. Уже древними философами было замечено, что «ритм и мелодия содержат в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренно-сти... а также прочих нравственных качеств.» . Хором пели мальчики в агелах, мужчины на праздниках, воины на поле боя. Музыка сплачивала людей, создавала настроение единства и силы и была возведена спар-танцами до уровня культа. «В песнях было заключено своего рода жало, будившее мужество, нечто, увлекавшее душу восторженным порывом к действию» . Все песни носили военный характер и были либо хвалеб-ными, прославлявшие павших за Спарту, либо порицавшие трусов и призывающие к подвигу.
Грамота и музыка были единственными предметами, помимо физи-ческих упражнений, преподаваемые детям в период государственного образования. Таким образом мы видим, что в спартанских гимназиях большого внимания ни наукам, ни искусству не уделялось. Однако это не дает право называть спартанцев «абсолютно безграмотными» по той причине, что они оказались невежественными только в тех областях знаний, которые не касались их военно-лагерного образа жизни. В об-ласти же воспитания силы тела и духа и других вопросах, связанных с военной политикой государства (куда спартанское правительство отне-сло также граматику и музыку, полностью милитаризовав эти науки и подчинив их своим целям), спартанцев упрекнуть в невежественности нельзя.

***

§ 4. Женское воспитание в Спарте.

Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Греческими философами было провозглашено почти пол-ное равноправие полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине и мужчине,» - эта мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дро-тики; они учились так же танцам и пению. Причем физические упраж-нения по своей сложности не уступали мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети будут сильными и здоро-выми». Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. И кро-ме того, они присутствовали при всех государственных, военных и ре-лигиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.
Гражданские права женская половина населения Спарты также по-лучала после 30 лет. В это же время по закону заканчиволся процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для пред-ставителей обоих полов.
Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своей военной подготовки юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был прежде всего воином, но женщина, по традиции, рассматривалась как хранительница домашнего очага.

***

§ 5. Философы Древней Греции о физическом
воспитании как о главном аспекте военного воспитания.

Ознакомившись с системой воспитания в Спарте, рассмотрим теперь философские концепции древних, связанные с этим вопросом. Отличи-тельной чертой спартанского воспитания является его узко военная на-правленность, которая подразумевает под собой прежде всего развитие физических навыков и умений. А поэтому изучим отношение филосо-фов именно к аспекту физического воспитания, к его нормам и целям.
Из всех философов Древней Греции наиболее значимыми для нас представляются Платон и его ученик Аристотель. И именно поэтому мы и остановимся на их работах.

5.1. Философские взгляды Платона.
Несмотря но то, что оба эти философа имели непосредственное влияние друг на друга, они все же являлись представителями диамет-рально противоположных идейных течений: Платону был свойственен метафизический подход к жизни, Аристотель же отошел от этого на-правления и был сторонником более реалистических взглядов. Однако их мнения, особенно относительно вопросов воспитания молодежи во многом совпадают.
Оба философа говорят о необходимости физического воспитания с самого раннего детства посредствам разнообразных игр. Аристотель указывает на важность движения для детей в раннем возрасте и совету-ет поощрять подвижные игры. Также, по его мнению, не стоит мешать громкому плячу детей, так как “это является для них своего рода гимна-стикой.” И если Аристотель видит в играх только лишь пользу для фи-зического здоровья, то у Платона несколько другой подход: он настаи-вает на ведении преподавания посредствам игры. “Человек...должен с малолетства упражняться то в виде забавы, то всерьез, во всем, что к этому (к будущей жизни) относится. Например, кто хочет стать хоро-шим земледельцем или домостроем, тот в играх должен: первый - обра-батывать землю, второй- возводить какие нибудь постройки.” Как видно из приведенной выше цитаты Платон не воспринимал физиче-ское воспитание в чистом виде: оно у него носит несколько социальный и даже религиозный окрас.
Основываясь на своих метафизических взглядах, философ выдвигает на первый план идеи нравственного воспитания, говоря о том, что “развитие души” играет ведущую роль, но именно поэтому следует усиленно заботиться о физическом развитии, поскольку “пренебреже-ние последним ведет к изнеженности, а изнеженность делает характер детей тяжелым.” И поэтому Платон провозглашает: “Основное нача-ло...-движение.” Но и сама суть движения у философа носит несколько особый характер: “...все должны избегать в жизни неумеренных скор-бей и наслаждений и всегда держаться какой-то середины.” Эту золо-тую середину Платон возводит в главный воспитательный принцип и, продолжая идею об изнеженности тела, говорит: если “изнеженность делает характер детей тяжелым...то излишнее и грубое порабощение делает его приниженным.”
Этот лимитирующий критерий, боязнь крайностей и перегрузок от-носится прежде всего к физическому воспитанию детей. По мысли Пла-тона мальчикам после 6 лет “следует заниматься верховой ездой, стрельбой из лука, из пращи, метанием дротиков. Если девочки согла-сятся, то они, хоть по крайней мере, пусть обучатся тому; в особенности им следует научиться обращеннию с оружием...Остальные же труды, забавы и попечения о своем теле не свойственны свободорожденным людям,” - так заканчивает свои размышления о физическом развитии детей филлосов, указывая на то, что этих упражнений будет вполне дос-таточно, чтобы воспитать свободного гражданина.
У Платона также свои взгляды на пользу от физического воспитания. Его функции он сводит только лишь к участию в государственных ме-роприятиях: “Детям, пока они еще не идут на войну, надо было бы при совершении шествий и торжественных процессий, всегда украшаться оружием, сидеть на коне, а также сопровождать молитвы танцами в честь богов и героев...Состязания и подготовительные работы к ним на-до устраивать только лишь ради этой цели.”
С другой стороны, физическое воспитание подчинено у Платона высшим жизненным задачам. И здесь особое значение приобретает преподавание гимнастики, поскольку “разнообразные, прежде всего, военные, упражнения должны содействовать тому, что тело превраща-ется в покорное орудие воли в конечном стремлении истинного фило-софа,” которым является желание уподобиться божеству. Эта идея яв-ляется прототипом высказанной позже мысли: в здоровом теле здоро-вый дух.
Философия Платона, основанная на метафизическом мировоззрении, полностью подчиняет суть физического воспитания идеям духовного порядка. И хотя она и не отрицает его важного значения, однако совер-шенно очевидна его второстепенность.

5.2. Философские взгляды Аристотеля.
Другой древнегреческий филосов, о котором уже было сказано выше, - Аристотель - в противоположность Платону придает физическому воспитанию колоссальную роль и выдвигает его на первое место: “забо-та о теле должна предшествовать заботе о душе,” - говорит он и в то же время резко осуждает спартанскую воспитатальную практику, посколь-ку спартанцы “постоянными тяжелыми упражнениями обращают детей в своего рода животных; поступают они так в том расчете, будто бы это полезно для развития мужества. Однако, как на это часто было указано, не следует обращать все свои заботына одну цель...” Спартанское пра-вительство действовало вразрез с этой идеей, что впоследствии привело к глобальной катастрофе.
В качестве основного принципа правильного воспитания Аристотель, так же, как и Платон, видел стремление к “золотой середине.” С его точки зрения, “для телесной силы гибельны и чрезмерные занятия, и недостаточные...а обладание серединой благосклонно.”
Резкой критике подвергает филосов как средства, так и цели спар-танского воспитания: идеи Аристотеля, связанные с военным воспита-нием несколько иные. В противовес спартанскому правительству он считает, что “о военной выправке граждан нужно заботиться не ради того, чтобы они поработили недостойных, но для того, чтобы они пре-жде всего не попали сами в рабство,” в то время как Спарта постоянно преследовала территорий.
Таким образом, проанализировав некоторые работы древнегреческих философов, становится очевидно, что лучшие мыслители того времени во многом не были согласны со спартанским максимализмом относи-тельно физического воспитания и столь большой концентрацией вни-мания на военных нуждах государства в ущерб эстетическому развитию народа. Однако оба философа поддерживают некоторы отдельные идеи, признавая их эффективными и актуальными для своей эпохи.

***

Заключение.

Спартанское государство возникло в IX в. до н.э. в результате за-хватнических действий со стороны одного из греческих племен по от-ношению к близлежащим территориям. Дорийским племенам победа далась тяжело, так как коренное население оказывало сильное сопро-тивление захватчикам. В связи с тем, что обостренная классовая борьба не затихала в течение нескольких веков, спартанское правительство вынуждено было направить все свои силы на то, чтобы удержать власть в своих руках. А для этого прежде всего было необходимо создать сильную, военно-обученную нацию. Таким образом, особенности спар-танского воспитания были заложены еще изначально, ибо эта задача легла на плечи педагогов.
В связи с этой напряженной исторической обстановкой в Спарте вы-рабатывается особая система воспитания, которая становится первосте-пенной задачей государства и полностью подчиняется его политиче-ским нуждам. Система государственного воспитания распространялась на людей в возрасте от 7 до 30 лет и подразделялась на три периода.
На первом этапе детям в возрасте от 7 до 15 лет прививались основ-ные моральные качества воина: смелость, сила духа, пренебрежение смертью, а также юных спартиатов учили выживать в суровых при-родных условиях. Для этих целей использовались разнообразные мето-ды. Так, например, для воспитания мужества широко применялись жестокие публичные наказания и показательные бои без использования оружия, право на ношение которого необходимо было заслужить. В отрядах детей намеренно кормили очень мало для того, чтобы научить детей самостоятельно добывать себе пищу. И кроме того, в возрасте 15 лет юноша впервые принимал участие в “войне” с рабами, таким обра-зом преодолевая страх перед смертью и убийством. Большое внимание в это время уделялось также развитию логической и краткой речи у детей как необходимого качества будущего воина.
Второй этап государственного спартанского образования (15-20 лет) был менее интенсивным и насыщенным. Ос-новное внимание здесь уделялось закреплению уже полученных навыков и умений. Выйдя из под опеки учителей, спартиаты должны были доказать свое право быть гражданином, принимая участие в настоящих сражениях и боях. В это время юноши овладевают азами грамоты и занимаются музы-кой, которая также находиться в подчинении военной идеологии.
Третий этап (21-30 лет) напрямую связан с получением всех соци-альных и гражданских прав, вхождением в политическую жизнь об-щины и получением разрешения примать участие в общественнных трапезах.
Таким образом, обозначилась основная тенденция спартанского воспитания: его исключительная направленность на развитие физиче-ских способностей в ущерб эстетической качеств души человека.
Подобная политика воспитания не нашла полного одобрения среди лучших философов того времени. И Платон и Аристотель резко осуж-дают спартанский максимализм, став сторонниками “золотой середи-ны”, особенно относительно того, что касается воспитания ребенка. Не соглашаются они также и с целями спартанского правительства, стре-мящегося создать военную нацию для большего укрепления и расшире-ния границ своего государства. Платон в воспитании тела видит лишь подготовку человека к уподоблению божеству. Аристотель же говорит о том, что физическое воспитание необходимо прежде всего для оборо-нительной, а не захватнической политики. Однако оба философа под-держивают некоторые воспитательные методы спартанцев.



The previous version.

С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали одну из наиболее важных позиций среди прочих госу-дарственных задач, поскольку их первостепенная значимость очевидна. Так, если у власти в стране стоит политически безграмотный человек, то какими бы колоссальными ресурсами это государство не обладало, оно все равно попадет в подчинение более развитым странам.
Если же мы обратимся к истории древнейшего мира, то даже здесь можно найти подтверждения тезису о важности образования, хотя оно и имело несколько другие формы. Несомненно огромное значение для всего человечества открытие огня, бронзы, первых орудий труда. И все эти знания передавались потомкам посредствам наскальных рисунков и надписей, что сыграло большую роль в процессе становления цивили-зации.
Итак мы видим, что каждая эпоха вносит свои концептуальные нов-шества в понятие воспитания, то есть содержание образования хроно-логически меняется, но цель его всегда одна: воспитать всесторонне развитую личность, в рамках достигнутого прогресса, которая смогла бы существовать в определенной исторической обстановке.
Таким образом, факт необходимости образования очевиден. Однако, какую роль оно играет для государства в целом?
Аристотель писал: “... в тех государствах, где предмет воспитания находится в пренебрежении, оно само терпит от того ущерб. Ведь для каждой формы государственного строя соответственное воспитание - предмет первой необходимости.” Таким образом философ приходит к выводу о существовании тесной взаимосвязи между образованием и го-сударственными интересами. Следуя этому факту, я поставила перед собой цель в своей работе изучить, насколько сильно воспитание может повлиять на государственный строй и на его судьбу. А для этого прежде следует подробно изучить систему воспитания на определенном этапе развития государства, а затем проследить его исторические последст-вия.
В качестве примера я выбрала один из полисов Древней Греции - Спарту. Это военное государство, на мой взгляд, является наиболее яр-ким образцом взаимосвязи трагической судьбы народа с политикой воспитания.

Заключение.

В заключении работы подведем главный итог основной цели данного реферата. На примере древнегреческого города-государства Спарты от-четливо видно насколько сильно влияние воспитания как на сохранение общественного строя, так и на определение судьбы целого государства.
Утвердившись в IХ веке до н.э. в качестве новой административной единицы, Спарта создает все условия для воспитания нескольких десят-ков физически сильных и военно обученных поколений, которые уже в V - IV веках сумели подчинить себе всю Грецию. Однако спартиаты не были готовы принять на себя власть управления в силу ограниченности своего культурного уровня и образования. Великий народ, воспитанный в лучших военных традициях своего времени, оказывается беспомощ-ным в новых исторических условиях мирного существования. Негото-вый и неспособный к такой жизни, он самоуничтожается изнутри: про-исходит полное растление нравов и падение всех жизненных устоев общества. Следствием этих внутренних кризисов стало полное ослабле-ние и, фактически, уничтожение некогда сильнейшего государства, ко-торое даже не оставило после себя никакого культурного наследия, так как на протяжении всей истории существования государства правитель-ство заботилось только лишь о военном воспитании граждан, совер-шенно упустив из виду их эстетическое развитие. «Лакедемоняне дер-жались, пока они вели войны, и стали гибнуть, достигнув гегемонии: они не умели пользоваться досугом и не могли заняться каким-либо другим делом, которое стояло бы выше военного дела,» - к такому вы-воду приходят философы.
В свете этого исторического факта совершенно очевидно, что пра-вильность выбора направления образования кардинально влияет на ход всей истории: она может вознести государство к вершинам благополу-чия или же придать его полному уничтожению и забвению. А для того, чтобы общество функционировало нормально, необходима четко про-думанная и тщательно разработанная программа, которая создаст все условия для воспитания всесторонне развитого человека и не повторит ошибок спартанского правительства, которое сузило весь спектр педа-гогических проблем, полностью милитаризовав политику образования и тем самым подписав смертный приговор целому народу.

ЫЫЫЫЫЫ Я Эрудит психопат))

Ы копировать вставить)

+1

2

вот бл******......... тебя опять понесло?????
ппц......  зачем ты это пишеш?

0

3

Это круто!))))

0

4

понятно... ты уже зафанател......

0

5

ну есть малец))

0

6

зря ты так сильно...

0

7

Это знак))))

0

8

как хочеш))))

0

9

Нафиг стока писать? Я этим текстом ща подавлюсь.

0

10

Опа Демон уже с нами))))

0

11

Меня не ждали, а я пришел...

0

12

ждали)) в том то всё и делО)))

0


Вы здесь » S P A R T A » Спарта » Воспитание в спарте


Создать форум © iboard.ws Видеочат kdovolalmi.cz